Сайт дома-музея
   Ивана Андреевича
   Милютина
г. Череповец
МУЗЕЙ
«Дом И.А.Милютина»
на Соборной Горке
Главная

О Милютине

Путеводитель



Пути сообщения можно сравнивать с кровеносной системой в жизненных процессах организма, а экономическое развитие Севера долгое время находилось в исключительной зависимости от судоходных рек, которые являлись единственными путями сообщения на необъятных просторах края.

Река Шексна имела исключительное значение для торговли, промышленности севера и востока, и северо-запада европейской части России, соединяя бассейны трех морей: Балтийского, Каспийского и Белого.

Работы по соединению озер каналами начались еще при Петре1. Строительство Мариинского водного пути началось по инициативе Павла 1 на деньги его супруги Марии Федоровны. Руководил строительными работами известный инженер, генерал-лейтенант Ф.П.Деволант ( Франц Павлович: строил крепости на Черном море –Кинбурн, обводной Ладожский канал, канал принца А.Виртембергского, Тихвинский и Онежский каналы) Летом 1810 года судоходство было объявлено открытым.

Протяженность Мариинского водного пути -1088 верст (верста- 1,07 км)

Период 50-х годов был благоприятным для череповчан, многие из которых приобретали суда. В это время на Маринке появилась торговая фирма «Братья Милютины и К*.

Первое судно братьев было приобретено в 1845 году( куплено за 1000 рублей),длиною в 20 сажень судно –полулодок, на котором Милютины отправились в Петербург с хлебом, погруженным в г. Рыбинске. Дорога была нелегкой, но братья благополучно добрались и получили прибыль в 200 рублей. Воодушевленные своим успехом Иван и Василий подготовились к след. Навигации основательно: выстроили 4 судна для перевозки хлеба. Самый крупный хлебный рынок был в г. Рыбинске. Город этот расположен в центре России, на развилке трех рек: Волги, Мологи и Шексны буквально расцветал на хлебной торговле.

Волга сплошь заполнялась баржами, унжаками, мариинками и др.малыми судами.

Тысячи лоцманов и коноводов искали себе работу, процветало воровство-«мартышничество».Ночью, разъезжая на лодках «мартышки» тянули с барж все, что попадалось под руку. Вот в такой мир непростой коммерции вступили братья и сумели пройти достойно эту школу выживания. На пути от Рыбинска до Петербурга существовали такие неприятности, как сибирская язва, буевально косившая тягловых лошадей.

Кроме того ,на пути существовала жесткая конкуренция; верховодили на мариинке крохинские и белозерские судовладельцы. Они располагали крепкими и вместительными судами, устанавливая цены на услуги произвольно .Все эти трудности вызывали у Милютина необходимость к размышлению о выгодных заказах на строительство судов, на реконструкцию самой водной системы.

В 1861 году городское череповецкое общество избирает Милютина городским головой. К тому времени дела фирмы шли настолько хорошо, что она владела сотнею судов, среди которых были и пассажирские.

В 1864 году основано буксирное пароходство, которое навсегда вытеснило конную тягу.

Посетив очередной раз Петербург, Иван Андреевич обсудил вопрос между коммерсантами о замене конной тяги паровой. Один из этих коммерсантов видел цепное туерное пароходство на реке Сене. Несколько петербуржских купцов заказали 5 туэров и проложили цепь по дну реки Шексны, а для обслуживания данной системы пригласили механиков и матросов по контракту на 5 лет из-за границы. Система работала недолго. Ее владельцам пришлось идти на поклон к И.А.Милютину. Первым делом были уволены иностранные специалисты, а на их место приглашены местные машинисты, лоцманы, кочегары и матросы.

Первоначально Милютин зачаливал на туэра свои суда, позднее ему было предложено несколько туэров на 10 лет. Так фирма «Братья Милютины и К» стала известна по всей Мариинской системе от Баку до Петербурга. Первым на р. Шексне был буксир Милютиных «Филипп Ирапский».

Свои суда Милютины строили на р.Андоге ( 5 км от Череповца) и на городских пристанях. Городской голова видел как варварски использовались суда, вырубался лес. Они часто использовались один сезон, не отправляясь в обратный путь продавались на дрова, а если и возвращались, то требовали капитального ремонта каждый год. Поэтому было принято решение о строительстве сухого дока (судоверфи).

Строительство началось в 1868 году. Вопрос о строительстве обсуждался на заседании городской думы в сентябре 65г. Данное сооружение было выгодно и судопромышленникам и городу. По причине отсутствия денег в городской казне, они были предложены городским головой с возвратом в дальнейшем из полученных доходов.

Разрешение было получено. Чертежи составил инженер Каргопольцев.

В устье р. Ягорбы поставили шлюзовую камеру, а чуть выше, где реки текли параллельно, соорудили плотину, мимо которой направили обводной канал. Между шлюзом и плотиной образовалось широкое пространство, где расположился сухой док. Сооружение обошлось Милютину в 27 621 рублей и обещало приносить чистого дохода от 3000 до 4000 рублей в год.

Все части сообщались между собой шлюзовыми воротами. Здесь же построили дома для рабочих. Грунт, вынутый из котлованов, уложили в прямую дорогу, ведущую в город.

Состоялся документ, названный Алексеевским в честь Великого Князя (имеется письмо И.А.Милютина с просьбой о присвоении этого имени) из трех частей: ремонтного дока на 6 больших пароходов, судостроительного на 25 судов и зимовника на 60 судов типа волжских барок, полулодок и мариинок.

Для изучения кораблестроения Милютин отправился в Англию , Данию , Голландию, Германию. У него возникло желание самому строить морские корабли. В своей книге «Россия и Германия» он пишет: « Я не мог выносить тогда бесконечного и безрезультативного словоговорения в ученых обществах … взял да и построил, будучи нравственно поддержанный адмиралом К.Н. Посьетом, три брига дальнего плавания в 400, 500, 600 тонн каждый». Для строительства судов собрался народ опытный из знаменитых андогских судовых плотников. Управлял всеми иностранец Цеш.

В конце 1868 года была осуществлена идея открытия русского общества торгового мореплавания на череповецкой судоверфи. 3 судна: бриг «Шексна», «Великий Князь Алексей», «Царское село» были спущены на воду, а шхуна «Великий Князь Алексей Александрович» по прибытии в Петербург была поставлена у Дворцовой набережной и удостоилась посещения Величайших особ.

В 1872 году все корабли были выведены в Балтийское море, оснащены парусами и участвовали в международной торговле. Корабли оказались лучшими, получив свидетельство 1-го класса Английского Ллойда, ходили во все северные европейские порта, затем с мрамором в Бостон, оттуда с юфтью в Англию.

Одновременно со строительством дока поднимался вопрос о техническом училище (1869).

< 1 2
 
АФИША

С 4 ноября 2007 года.
Выставка моделей торговых судов второй половины 19 века.
«От Волги до Балтийского моря.
История развития торгового флота
нашего края».




 

Разработка дизайна, оптимизация кода и администрирование сайта
«Студия Игоря Манухина»

Hosted by uCoz